О нашей компании Скидки    Оплата и доставка Как с нами связаться
Поиск товара

Категории
 

персональная страничка
В корзине нет товаров

   Главная  
|  Статьи и рекомендации   |  Мнение специалистов  |  Особое мнение

НИЧЬИ ДЕТИ. Адаптация



КОНСПЕКТ ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА
ЧАСТЬ 6. Адаптация

(для знакомства, общения, гостевого режима и усыновления детей)

Полезно знать
Министерство молодежи и спорта разработало поправку к  Закону «О государственной помощи семьям с детьми» о предоставлении трехмесячного оплачиваемого отпуска по уходу за усыновленным ребенком на период взаимной адаптации.
(газета «Украина молодая», четверг, 23 ноября 2006 г)

Почему им так трудно
Подумайте, кому легче адаптироваться: тому, кто остался в привычной обстановке, или тому, кто попал в новые условия?
Представьте себе, что вас внезапно переместили в новое, совершенно незнакомое место, причем это произошло помимо вашего желания и без предварительной подготовки. Что вы испытаете при этом? Растерянность? Шок? Как скоро вы придете в себя? Как скоро сможете освоиться в незнакомой обстановке? Попадая в новые условия, приемный ребенок и его новые родители проходят через период привыкания, притирания друг к другу и изменившимся обстоятельствам, который называется адаптацией.
Адаптация в новой семье - процесс обоюдный, так как привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.

Опыт прошлой жизни
Чем старше ребенок, тем серьезнее может протекать этот процесс. Большую роль играет и опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, будет реагировать на новые условия иначе.

Детки до года:
- большой потенциал для развития и формирования личности
- отсутствие памяти о бывших родственниках
- между малышом и взрослым привязанность возникает очень легко
- огромный эмоциональный голод
Ждет, что его будут гладить, носить на ручках, петь песенки, развивать его глазки, ушки, носик

От года до трех:
- готов вместе со взрослым развивать свой характер и интеллект
- его поведение и задатки уже «читаются», но еще корректируются, как и возможное отставание в развитии

От трех до пяти:
- уже достаточно самостоятельны, зачастую хорошо развиты навыки самообслуживания
- основные черты характера и темперамент уже сформирован, склонности и способности проявляются в полной мере
- может помнить своих родственников и факты из прошлой жизни

Детки до 6-7 лет, как правило, не участвуют в программе гостевого режима, поэтому все вышеперечисленные факторы учитываются в случае усыновления или установления опеки над малышом.

Отношения растут вместе с семьей
Во взаимоотношениях  семей во время адаптации (усыновленного или гостюющего) ребенка можно четко выделить несколько фаз:

"Медовое время"
(Взрослый и ребенок: эйфория  двух отдельных структур)

Что происходит со взрослыми
Кажется, что в семье полный мир и согласие, которые никогда не закончатся. Родителям хочется обогреть ребенка, ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения.
Что происходит с ребенком
Как правило, на этой стадии ребенок почти беспрекословно подчиняется правилам, существующим в семье. Он с радостью выполняет все, что предлагают взрослые. Вы можете увидеть, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Ребенок может путать имена, родственные отношения, спрашивать "как тебя зовут?", "а что это?" помногу раз. И это не потому, что у него плохая память или он недостаточно умен. Просто его мозг пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, и еще потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться. В этот период некоторые дети могут довольно часто и неожиданно вспоминать эпизоды из прежней жизни, спонтанно делиться впечатлениями. А вот на вопросы на эту тему могут отвечать неохотно или вообще не отвечать.
Что может помочь? Дозировка
Интересы ребенка должны стоять превыше потребности новоиспеченных приемных родителей сразу же отдать малышу всю свою любовь, расположение и привязанность, ведь эти чувства представляют собой сложные эмоционально-поведенческие образцы, которые могут быть совершенно незнакомы ребенку, всю свою жизнь проведшему в детском учреждении. Семья - совершенно новое явление для ребенка, выросшего в детском доме, и он может рассматривать своих новых родственников как объекты неразборчивой привязанности или как людей, которыми с легкостью можно манипулировать, чтобы получить то, чего он никогда не имел: еду, одежду, игрушки, социализацию и безусловную любовь при отсутствии последовательности и системы. Но часто выходит так: чем больше родители дают ребенку сразу после приезда, тем меньше им вернется в дальнейшем.

"Возврат в прошлое"
(Взрослый, ребенок и как будто несостоявшееся понятие «семья»)

Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирки.
Что происходит с ребенком
Ребенок пытается понять, что нравится и что не нравится родителям, как обратить на себя внимание - разумеется, прибегая к тем способам, которые он использовал раньше. Естественно, что многие старые привычки родители воспринимают в штыки. Начинается зачастую болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту:
чувство беспомощности или чувство зависимости; преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии, возврат энуреза, вредных привычек.
Что происходит со взрослыми
В панике взрослые могут начать вредить нормальным отношениям:
- Завышенными или заниженными требованиями к малышу
- Отсутствием единого взгляда у обоих родителей на воспитание
- Давлением и выколачиванием из ребенка подтверждений своих амбиций (пристрастная оценка, «распихивание» по кружкам, излишнее внимание к появлению нового человека в семье, «вытирание» памяти о прошлом и т. д.) – то есть жизнь всей семьи подчинена главной задаче – исправлению врожденных недостатков, а не наслаждению обществом друг друга.
Что происходит в семье
Исчезает естественность отношений, радость общения. Вместо естественного принятия ребенка преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка начинается его сравнение со сверстниками, которое зачастую не в пользу приемного ребенка. Оправдывая себя, родители начинают искать в ребенке недостатки, вызванные "ущербной" наследственностью (плохая память, туго соображает, слишком подвижный и тому подобное), не подозревая, что многие недостатки в развитии вызваны не наследственными факторами, а социальной запущенностью ребенка и при хорошем семейном уходе, заботе и терпении исчезают бесследно.
Родители должны четко понимать, что у каждого неадекватного на первый взгляд поступка есть своя психологическая подоплека. Например, ребенок стал очень агрессивен к окружающим, вы уже и не знаете, что с этим делать. А вас просто "проверяют": страх, что "отдадут обратно" толкает маленького человечка действовать по принципу "чем хуже, тем лучше".
Что может помочь? Стойкость характера
Снисходительность родителей способствует формированию у ребенка убеждения, будто у него будет все, что он захочет, при этом он не расстанется с «интернатными формами поведения», такими как: требовательность, шумливость, агрессивность, которые он не может самостоятельно грамотно организовать. Очень часто супруги, взявшие ребенка, стремятся показать, что очень любят его, и в результате слишком балуют его. Именно потому, что они хотят, чтобы приемный ребенок относился к ним как к настоящим родителям, важно и самим чувствовать себя таковыми. Они не должны испытывать чувство вины, если ребенок подвергает испытанию их терпение: все дети - и приемные, и собственные - постоянно делают это.

Понимание, терпение, выдержка - главные принципы поведения в этот период. И еще: не стесняйтесь обращаться со своими проблемами к специалистам, встречайтесь с теми, кто, так же как и вы, воспитывает приемного ребенка. Вы поймете, что нет безвыходных ситуаций.

«Ура! Мы победили или признаки преодоления»
Об успешном преодолении трудностей этого периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: меняется выражение лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, "расцветает".
Неоднократно было замечено: у детей начинают расти "новые" волосы (из тусклых они становятся блестящими), исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, уходят многие невротические явления.

"Медленное восстановление"
(ВЫ - одна семья)

Что происходит в семье
Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Если раньше его привлекали малыши, то сейчас он выбирает компании, близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать с родителями свои проблемы и трудности. Ребенок начинает вести себя так же естественно, как ведет себя ребенок в кровной семье, принимает активное участие во всех делах семьи. Поведение соответствует особенностям характера и адекватно ситуациям. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи.
Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали. Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникают привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и адекватно реагирует на просьбы. Сам отмечает происходящие с ним изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям.
Дети и родители живут жизнью обычной нормальной семьи. Приемные (усыновленные) дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.
(За основу статьи взят материал интервью с  Галиной Сергеевной Красницкой, кандидатом педагог. наук, специалистом по семейному устройству детей-сирот – источник: www.innewfamily.ru)
Что может помочь? Признание индивидуальности и равноправие
Если в семье есть и родные дети, важно, чтобы родители со всеми обращались абсолютно одинаково, не отдавая никому из них предпочтения. Необходимо дать понять всем, что ваши дети – одинаково дороги для вас, хотя не значит что сами дети – одинаковы и вы каждого будете любить по заслугам. Дайте понять, что они все – ваши, просто появились они в семье двумя равноценными по «качеству продукта» путями, и что они - настоящие(!) братья и сестры, так как их усыновили или удочерили и живут они вместе, совсем как если бы родились от одних родителей.


«Памятка первых дней» или «Если малыш выбрал ваш дом»

Если вы взяли ребёнка (на совсем или в гости) воспитывавшегося в учреждении, то первые дни его пребывания в семье у него могут возникнуть, кажущиеся странными, особенности поведения.
Как он жил:
Жесткие нормы и правила поведения
Поточный метод воспитания, подавляющий индивидуальность ребёнка
Практически полное отсутствие в таких учреждениях мужчин
Что изменилось:
Распорядок дня
Круг контактов
Все запахи, картинки, и самое главное – окружающие люди
Следствие:
Беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление моторных расстройств и неадекватные реакции на ваши действия и слова.
Как помочь:
- Постарайтесь воссоздать в доме какие-то элементы знакомые ему по учреждению, и создающие у него ощущение знакомого и приятного.
- Меняйте режим постепенно. У ребёнка был жёсткий режим, старайтесь его не сразу и не сильно менять.
- Придерживайтесь старого меню. Выясните предпочтения в еде, чем он питался, не настаивайте, если ребёнок будет отказываться от каких-то ценнейших на ваш взгляд продуктов, например рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он всё это начнёт есть.
- Захватите его старую игрушку или любимую картинку, одеялко. Не стоит вываливать на него горы новых игрушек, не обязательно они вызовут у него бурю восторга, маленького ребёнка непривычные игрушки могут и напугать. Если возможно попросите в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык.
- Не перегружайте эмоциями и впечатлениями
- Отложите знакомства на потом. Не перегружайте ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю, пока ребёнок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.
- Дозируйте его новые ощущения. Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это всё и в максимальных количествах. Умеренность и постепенность, в это время, для ребёнка гораздо важнее мер по компенсации обделённости его, в чём-либо.
- Не торопитесь с учебой. Не спешите к увеличению познавательных нагрузок.
- Старайтесь не перегружать ребёнка на самом первом этапе, необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны. Позвольте сначала достаточно ознакомиться с домом.
- Формируйте в себе терпеливого родителя
- Не требуйте мгновенного признания. Не надейтесь, что ребёнок сразу выкажет положительную эмоциональную привязанность, скорее он будет ярче проявлять беспокойство при вашем отсутствии.
- Тратьте на него свое время. Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте все, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день.
- Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.


Поверьте, если у вас в семье есть родные дети, то вам с приемными гораздо будет легче, чем вашему коллеге, не имевшему до усыновления своих детей. Ваши родительские достижения в воспитании собственных детей - это залог успеха в воспитании и приемного ребенка. Другими словами, в этом процессе особых проблем не существует. Есть обычные трудности, которые иногда приобретают некоторые нюансы. Если вы сумели установить добрые отношения со своими собственными детьми, это в равной мере принесет пользу и приемным.


собрал, обработал и подготовил материал
ДумАктив ЗНАЙКИ


-------------------------------------------------------------------------

P.S. Пока готовили раздел БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ -  собирали в инете информацию и составили КОНСПЕКТ. Если будет интересно – читайте. Думаем, что вы обязательно найдете «свое место» и посильную миссию для своей счастливой семьи :О)

ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ "КОНСПЕКТА":

НИЧЬИ ДЕТИ. Кто и почему отдает и Кто и почему может взять     
НИЧЬИ ДЕТИ. Мифы о ТАКИХ детях   
НИЧЬИ ДЕТИ. Особые проблемы особых детей    
НИЧЬИ ДЕТИ. Детское хобби   
НИЧЬИ ДЕТИ. Профессия - волонтер    
НИЧЬИ ДЕТИ. Хвастаться - нужно     
НИЧЬИ ДЕТИ. Портрет типичного усыновителя

-------------------------------------------------------------------------





Подпишитесь
на наши рассылки

Периодичность: не чаще 1 раза в неделю






Не просто ПОДАРОЧНЫЙ СЕРТИФИКАТ — а ещё и ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА от интернет-магазина «Знайка» — это возможность сделать
душевный и полезный подарок!
Сертификат на 500 грн     Сертификат на 100 грн

Для корпоративных клиентов мы можем изготовить ПОДАРОЧНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ любого номинала, забрендированные логотипом вашей компании




ИНТЕРНЕТ-магазин: (044) 499 0128
(067) 547 2637
(063) 700 9961
(095) 919 0203

[email protected]

Фирменный магазин "Знайка": Киев, ул. Ломоносова, 46
(10 мин от м. ВДНХ)
(044) 499 0128

Режим работы:
пн-вс — с 10 до 20

Клуб активных родителей "Знайка" (экскурсии, поездки, дни рождения, активити и пр.)
Киев, ул. Межигорская, 54, оф.17
(044) 425 6837; (067) 467 7808

Режим работы:
пн-пт — с 10 до 18; сб, вс — выходной

Перепечатка авторских описаний к товарам интернет-магазина "Знайка" znaika.com.ua запрещена.
Перепечатка материалов, опубликованных на страницах Клуба активных родителей www.znaika-club.com.ua, допускается только с указанием активной ссылки на сайт www.znaika-club.com.ua
Компания «Знайка» владеет исключительным правом на товарный знак "Знайка". Любое неправомерное использование товарного знака (имени) «Знайка» либо названия, схожего с зарегистрированным товарным знаком «Знайка» до степени смешения, является нарушением Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Кроме того, любое неправомерное использование логотипов компании является нарушением Закона "Об авторском праве и смежных правах"